Я кратко изложу слышанное от местного поэта и краеведа Станислава Васильевича Тарасова, ныне к сожалению покойного , подкрепляя ссылками на ресурсы
http://karelia.tverlib.ru/tarasov
В далеком 17 веке царь Алексей Михайлович (Тишайший) даровал земли вдоль верховьев реки Медведицы православным карелам из финских и шведских земель не желавших принимать протестантизм, а прибывающих в православном вероисповедании. Земли эти пустовали по причине моровой язвы и последствий медного бунта.
Сами карелы считают, что они вернулись на исторические свои земли. Памятники эпохи бронзы, что расположены рядом относят к угро-финским культурам раннего заселения этих мест. Так же названия некоторых сел рек и мелких топонимов свидетельствуют о карельской древней культуре.
Рядом с деревней Васильки находится комплекс курганов и предположительный центр (капище) культа. Находиться он в верх по течению от деревни в сторону омута Маля (дословно миска) Маля была местом почитания предков и духов, центром же обыденной жизни всегда было большое село Толмачи, а деревня Васильки была мистическим и культурным сокровищем этих мест испокон веков. Так же есть версия что один , самый большой курган, относится ко времени битвы тверского князя Василька с ордынским войском. На курганах растут дивные по красоте сосны и конечно все курганы раскопаны. Копатели старались издавна. представляют они собой столовые фамильные или родовые кладбища, когда множество прахов от трупосожжения накапливалось на вершине кургана, но есть и те где погребения скрыты под насыпью. Подробнее вот по этой ссылке
https://360tver.ru/info/lihoslavl-region/
Большой словенский курган или курган "битвы" стоит ниже по течению от деревни Васильки и правее , его теперь плохо видно поскольку и барская Козловская дорога и луга покрыты молодым частым лесом. Однако старожилы называли курганы сопками, применяя новгородское слово ( от сыпать) можно было услышать - малину набрала в сопках, за сопками травы собрали и подобное.
Есть конечно и рядом большое количество относимых к культуре кривичей курганов, но тут спор пониманий.
https://gamaza1971.wordpress.com/2015/02/22/кидомля/
По мнению финских исследователей лингвистов в здешних деревнях сохранялся карельский язык тверского говора, старо-финский и эстонский языки в полном употреблении они были до 60х годов прошлого века. Сейчас ситуация иная сократилось население сел и деревень и передала молодежь в города. Места стали дальними дачами.
Река Медведица, вид в сторону Мали. Акварель, 40х60 2020
Комментариев нет:
Отправить комментарий